ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖ: «ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НБУ «ЛЕД ТРОНУЛСЯ».

В настоящее время тяжело представить себе жизнь украинских граждан и работу бизнеса исключительно в рамках Украины. Большая часть всего, что нас окружает, произведено далеко за пределами нашей страны и импортировано сюда либо в виде сырья, либо в виде готовой продукции, многие бизнесы и рабочие места были созданы иностранными инвесторами, которые в определенный момент пришли в Украину. Идут и обратные процессы — наши предприниматели экспортируют продукцию за рубеж, делают инвестиции в экономику других стран.

Позиция Украины

Что касается инвестиций за рубеж, то наше государство практически с самого начала своей новейшей истории всячески пыталось ограничить эти процессы. В первую очередь речь идет об ограничениях и индивидуальных лицензиях Национального банка Украины (НБУ), установленных Декретом Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 года. Под инвестированием, которое требует получения индивидуальной лицензии НБУ, понимается учреждение иностранной компании, приобретение корпоративных прав, акций и ценных бумаг иностранной компании, а также приобретение недвижимости за рубежом независимо от суммы инвестиции.

Индивидуальную лицензию на инвестирование до недавнего времени получить было крайне сложно. Нужно было собрать огромный пакет документов и 25 рабочих дней ждать решения регулятора. Лицензия выдавалась для каждой конкретной операции и на определенный срок. В заявке необходимо было точно указывать сумму будущей инвестиции, а если в процессе что-то изменится, следовало получать новую лицензию. Были и другие сложности, о которых не хочется писать в этой статье…

Пути решения

Поэтому наши соотечественники выкручивались как могли — не прекращать же международную экспансию из-за каких-то ограничений. Кто-то осуществлял инвести ции напрямую без лицензии, подвергая себя риску наложения штрафа на сумму, равную инвестиции. Кто-то просил иностранных коллег подарить компанию или недвижимость вместо покупки, поскольку дарение было освобождено от необходимости получения лицензии в силу вышеупомянутого Декрета, но тут возникал риск признания такой сделки мнимой. А кто-то использовал услуги иностранных номинальных акционеров, рискуя пострадать от недобросовестных действий со стороны таких номинальных держателей. Но при правильном структурировании и соблюдении обычного уровня конфиденциальности вышеописанные риски обычно не наступали, и только в исключительных случаях у инвесторов появлялись проблемы.

Реакция НБУ

Нужно отдать должное Национальному банку: несмотря на сложное экономическое положение, он решился навести косметический порядок в вопросе инвестирования за рубеж и пошел на некоторые уступки гражданам. Так, 15 июня 2017 года НБУ утвердил Положение о функционировании автоматизированной информационной системы Национального банка Украины «Реестр индивидуальных лицензий на осуществление физическими лицами валютных операций», а в течение 2017 года целых семь раз вносил изменения в Инструкцию о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, которые ввели следующие послабления:

— возможность для физического лица получить электронную лицензию через свой обслуживающий банк, если сумма инвестиции не превышает 50 тыс. долл. США в год, предоставив банку лишь заявление, подтверждение легальности происхождения средств и копии документов об объекте инвестиции (по сути договор и/или счет-фактуру);

— от необходимости лицензирования были освобождены инвестиции, расчеты за которые украинский гражданин проводит со своего счета, открытого за рубежом;

— украинским банкам, имеющим генеральную валютную лицензию, разрешили выкупать еврооблигации собственного выпуска, а также инвестировать в долговые

ценные бумаги международных финансовых организаций, США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады;

— был существенно сокращен список документов для получения лицензии на инвестиции, превышающие 50 тыс. долл. США, а из оставшихся наиболее серьезными являются экономическое обоснование целесообразности инвестиции, подтверждение легальности происхождения средств и рыночная оценка инвестиции в случае превышения суммы оплаты номинальной стоимости объекта инвестиции.

Есть еще одна позитивная сторона вышеописанной либерализации — речь идет о декларировании и налогах. У каждого человека, получившего лицензию и осуществившего инвестицию, возникает необходимость декларировать в налоговых органах свой иностранный доход, полученный по нему (пункт 168.2.1 части 168.2 статьи 168 Налогового кодекса Украины). К таким доходам, полученным в виде дивидендов по акциям, корпоративным правам или инвестиционным сертификатам, применяется 9-процентная налоговая ставка на доходы физических лиц, а ко всем другим видам дохода (в том числе дохода от продажи недвижимости) — общая  ставка налога в размере 18 % (пункт 170.11.1 части 170.11 статьи 170 Налогового кодекса Украины). Да, ставка выше, чем 5-процентный налог на дивиденды, полученные в Украине, и на доход от продажи недвижимости, но всему есть своя цена. Более того, если со страной — источником получения дохода Украина имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, есть возможность уменьшить сумму украинского налога на сумму налога, уплаченного в другой стране.

Выводы

Безусловно, нельзя утверждать, что теперь все инвестиции за рубеж украинскими гражданами осуществляются с получением индивидуальных лицензий, но «лед тронулся». Мы, например, в своих консультациях по учреждению компаний за рубежом всегда очень настоятельно рекомендуем клиентам получать электронную лицензию. Установленного регулятором порога в 50 тыс. долл. США вполне хватает для этого. По информации НБУ, по состоянию на конец первого квартала 2018 года выданы 692 электронные лицензии гражданам на инвестирование за рубеж. Законодатель поддержал курс Национального банка, и 21 июня 2018 года Верховная Рада Украины приняла закон «О валюте», который заменил Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Автор: Евгений Порада, управляющий партнер OSTIN Law Firm

Источник: Юридическая практика, http://pravo.ua/article.php?id=100117501

logo