Post Scriptum: украинская банковская система. Евгений Порада, специально для "Украинский юрист".

Мне повезло начать работать M&A-юристом в банковской сфере в 2005 году, когда крупные международные игроки банковского рынка прониклись духом Оранжевой революции и начали заходить в Украину через приобретение украинских банков. Тогда я успел поработать в сделках по приобретению банка «Ажио» шведской группой SEB, банка «Аваль» австрийской группой Raiffeisen, банка «Прикарпатье» (теперь Idea Bank) польской группой Getin, «ТАС-Коммерцбанк» шведским банком Swedbank. В те золотые времена в Украине зашли такие международные гиганты, как BNP Paribas, Credit Agricole, Commerzbank, UniCredit, Intesa Sanpaolo и т.д., иностранные инвестиции текли рекой, кредиты выдавали налево и направо, цены на недвижимость росли ...

Затем был международный финансовый кризис 2008 года, девальвация гривны на 60%, огромные суммы проблемных кредитов, постепенный выход большинства международных банков из Украины, почти полное приостановление ипотечного кредитования.

После победы Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года наблюдался активный рост российского капитала в бизнесе в целом и в банковском секторе в частности. Банки с российским капиталом наравне с государственными банками становятся практически лидерами кредитования реального сектора экономики.

В 2014-2018 годах - военные действия, потеря Крыма, части Донецкой и Луганской областей, девальвация гривни на 300%, вывод около 90 банков с рынка, почти полное отсутствие притока иностранного капитала. Эти годы объективно были самыми тяжелыми для банковской системы за всю историю независимости Украины. Сейчас, по информации Национального банка Украины, уровень проблемных кредитов в банковской системе превышает 56%. Это очень высокий показатель, практически каждый второй кредит не обслуживается должным образом.

Вместе с тем надежда на возрождение банковского сектора есть. Нет, не будет рога изобилия, как в 2005-2008 годах. Нам предстоит преодолеть проблемы самостоятельно, и шансы на это есть, в частности, учитывая следующие факторы:
- почти все банки, которые остались, достаточно ликвидны (деньги у людей и бизнеса есть, и они готовы их держать в банках);
- увеличение удельного веса безналичных операций над наличными (результат борьбы с конвертационными банками и ямами)
- банки сейчас очень осторожны и консервативны при выдаче кредитов (опыт 2008 года);
- банковские информационные технологии стремительно развиваются и привлекают в систему средства молодых и наиболее информационно развитых слоев населения;
- в феврале вступает в силу Закон Украины «О валюту и валютные операции», который среди прочего откроет двери иностранным компаниям к полноценному банковскому сектору Украины.

О последнем пункте стоит поговорить подробнее. До недавнего времени иностранные компании могли открывать в украинских банках только инвестиционные счета, через которые можно было осуществлять только операции по инвестированию в Украину и возврата инвестиций и доходов по ним из Украины (депозиты, вклады в капитал украинских юридических лиц, дивиденды, купля-продажа ценных бумаг, недвижимости и т.д.). То есть через эти счета не позволялось совершать любые торговые операции, оплачивать услуги, заработную плату. В части 3 статьи 4 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» было установлено положение о том, что «нерезиденты с учетом ограничений, определенных этим Законом и другими законами Украины, имеют право открывать счета в украинских финансовых учреждениях и осуществлять через такие счета валютные операции ». Более того, должностные лица Национального банка Украины в открытых источниках подтвердили тот факт, что они сейчас работают над изменениями в своих нормативных актах, чтобы дать возможность иностранным компаниям открывать текущие счета в украинских банках с 7 февраля 2019 года. Ожидается, что такой шаг обеспечит техническую возможность иностранным торговым компаниям держать ликвидность в Украине для упрощения расчетов с украинскими аграриями и производителями.

Ну что же, нам остается только надеяться, что стратегия, выбранная парламентом и Национальным банком Украины, заработает, и уже в 2019 году украинский банковский сектор получит дополнительные ресурсы для развития.

Евгений Порада, управляющий партнер OSTIN Law Firm

Специально для "Украинский юрист" 

logo